Вернуться к списку

Рижская мода : модная история ПРИБАЛТИКИ



Пресса о одежде из прибалтики


Любой человек, каким бы своеобразным и противоречивым он ни был, вольно или невольно отдает дань моде. Вообще, эта капризная дама сродни человеческой тени: как бы от нее ни пытался отстать, она всегда рядом. По каким принципам формируется мода? На этот вопрос никогда не ответит ни один философ, историк, математик или дизайнер. Сколько бы ни пытались знатоки разложить по полочкам создание очередного образа, сколько бы ни копались в юбках, блузках, пуговицах, стразиках, рюшечках и других «прибамбасиках», упорядочить сей процесс просто невозможно. И это понятно, ведь мода - это порыв души художника: искренний, яркий, дерзкий. Сила этой эмоции настолько велика, что стоит ее выпустить на свободу, как она начинает жить собственной жизнью, постепенно захватывая все окружающее пространство.


РИЖАНКИ и паРИЖАНКИ


Говоря об истории моды в России двадцатого века, стоит рассказать о Прибалтике, а именно, феноменальном чуде Рижской моды, благодаря которому, жители бывших советских республик могли выглядеть не хуже европейских женщин. Рижские дизайнеры во все времена были своеобразным ретранслятором модных веяний из Европы в Россию. Сказывалось как непосредственное соседство с европейскими государствами, так и лояльность местных жителей и властей к стилю и нарядам, в корне противоречащим советским «скромно-сереньким» нарядам. Рижская мода – это особый бренд, грамотно соединивший в себе передовые модные новинки и, в то же время, не страдающий излишней крикливостью, вычурностью, истеричностью. История Рижской моды неразрывно связана с историей мировой «высокой» моды, получившей свое начало и развитие в Париже.


Модная дорога длиною в жизнь


 

Во все времена моду делили на французскую, английскую, итальянскую, а затем и американскую. В начале века по признанию всей Европы на модном троне находилась француженка Мадам Пакен – модельер, получившая за свои старания орден Почетного легиона. Продержалась она на нем пятнадцать лет, а далее…


Далее последовала революция стиля, вкуса и эмоций. «Эпоха Шанель» - так назвали несколько десятилетий, в которых царствовала чудесная женщина, обладающая невероятно тонким вкусом. Именно она в 1916 году ввела в моду трикотаж, классические линии в одежде, бесподобные духи "Chanel №5" (кстати, их автором был эмигрант из России), маленькое платье-футляр, дивные сумочки, жемчужную бижутерию. Заметьте, что моделями в модном доме Chanel работали вовсе не француженки или американки: «лицо» компании представляли русские красавицы, волею судеб заброшенные на чужбину в поисках защиты от революционного произвола.


Еще через 15 лет Коко Шанель подарила женщинам юбку, слегка прикрывающую колени, аккуратный английский классический стиль, шикарные облегающие свитера. Рижские модельеры уверенно принимали все новинки, отбирая лучшие, формировали образ модной женщины. Если пролистать журналы «Рижская мода» или более ранние выпуски журнала «Для Васъ», «Ajakiri Koigile», «Maret», популярные в Прибалтике во все периоды, можно без труда провести аналогию между высокой модой Парижа и модными моделями, знаменитыми в Прибалтике.


Нововведения быстро разошлись и закрепились в Европе. Шикарные модели не могли не прижиться в Прибалтике. Рижская промышленность, где трикотаж и швейные производства были развиты, как нигде, в бешеных темпах производила ткани, женскую одежда оптом и экспортировала их в …Европу. А оккупация 1939 года еще более усугубила «модную» ситуацию. Рижская мода испытывала наибольший подъем, получив в достатке свежих идей и возможностей свободного общения с другими государствами. Российские женщины (а в состав России Прибалтика тогда еще не входила), затаив дыхание, следили за новыми тканями и силуэтами, более доступными из Риги, чем откуда-либо.


В послевоенные годы дамский портной из Парижа Кристиан Диор создает ошеломляющую коллекцию, призывающую женщин к новой жизни: открытые плечи, пышные юбки, бикини торжествуют на подиумах. Его преемник Ив Сев Лоран продолжил традицию: женственные и оригинальные вещи с каждым показом заставляли мир восторгаться новыми идеями.


Не «дремали» и рижские кутюрье. Несмотря на призывы правительства СССР (а прибалтийские республики уже являлись частью Союза) к скромности и однообразности повседневной одежды, латвийские дамы, приученные к хорошей одежде и имеющие изысканный вкус, не очень-то спешили переодеваться в «сереньких замухрышек». Рядом находилась Польша, она-то и выручала красавиц из Риги и России. Известные по тем временам Дома «Рижской моды» - так называли крупные ателье, где модели на заказ шились по журналам, привезенным из Европы, - были завалены заказами. В одном из них, под названием «Спецмодель», «обшивались» звезды экрана и сцены не только из Прибалтики, а и России. Модные лаковые туфли «лодочки», трикотажные чулки, шляпки и сумочки, выпускаемые в Риге, женская одежда оптом или ткани из таллинского магазина «Herman Roiyas» буквально сводили с ума модниц из России, готовых сутками стоять в очередях ради обладания модными предметами. Кстати, именно Рижская мода ввела в обиход европейские «реверы», «жакет с капюшоном», «труакар».


И снова в моде Рижская мода


В семидесятые и последующие годы в моде появлялись и мелькали быстропроходящими кадрами–картинками мини-юбки, джинсы, дистрофичные модели, начесы, свободные формы, блестки, стразы, розовые и кислотные расцветки, «ужасающие» каблуки и прочие «оригинальности». Эти странички придавали пикантности и одновременно подчеркивали своей пестротой и сиюминутностью благородный стиль Коко Шанель, так ценимый в рижской моде. В настоящее время дизайнеры все чаще обращаются к эпохе Шанель - женщины, которая умудрилась завоевать весь мир раз и навсегда. И сегодня Рижская мода (женская одежда оптом), как никогда близка к европейскому высокому стилю. Главные качества, которые ей удалось пронести через целое столетие: изящество, идеальные линии покроя, бесподобная цветовая гамма, шикарный вид изделий. Иначе говоря, все то, что соответствует безупречному вкусу настоящей женщины.


Алена Попандопуло
для сайта http://www.rimoda.ru/


(499) 262-64-67
(499) 262-36-69

Москва, Краснопрудная, 22/24
Copyright 2011
Riga Fashion
Дизайн —Юрий Костылевó